Согласно этому правилу, задача по спасению жизней женщин и детей имеет приоритет при оставлении корабля в условиях ограниченных спасательных ресурсов.
Другое название данного правила - построение "Биркенхеда" (Birkenhead Drill).
Во второй половине XIX век английские корабли были оснащены недостаточным количеством спасательных шлюпок.
Тогда мало кто думал об авариях и крушениях, зато каждый заботился мыслью, как бы освободить побольше пространства на палубе для размещения пассажиров-эмигрантов. А время шло, корабли становились всё больше.
В начале XX века строились суда-гиганты, на борту которых могло уместиться большее количество пассажиров. При этом правила безопасности относительно спасательных шлюпок оставались неизменными. Британское законодательство предписывало снабжать спасательными шлюпками лишь суда, чей тоннаж был "10 000 брутто-регистровых тонн и более". Результатом такого подхода было возникновение моральных дилемм для пассажиров и экипажа терпящего бедствия судна: чья жизнь должна быть спасена при ограниченном числе спасательных шлюпок?
Первый инцидент такого рода произошёл уже в 1856 году, когда потерпело крушение судно Королевского военно-морского флота Великобритании "Биркенхед". Капитан корабля велел посадить всех женщин и детей в единственную шлюпку, а мужчинам - прыгать за борт. Командующий солдатами, находящихся на борту, посчитал, что мужчины могут представлять опасность для шлюпки, и велел всем выстроиться в шеренгу на палубе. Солдаты стояли пока корабль не потонул. Выжили из них немногие. Этот случай был широко известен в те годы в прессе. Солдат называли настоящими героями, все удивлялись их подвигу, о них стали писать книги и картины. Тогда же и стали говорить о правиле "сначала женщины и дети".
Следующий инцидент произошёл в 1912 году, тонул Титаник. Командование судна отдало приказ спасать женщин и детей. Офицеры как могли исполняли приказ, совершая при этом грубые ошибки. Некоторые шлюпки отплыли полупустыми, в следующие попали женщины, дети и некоторые мужчины. В итоге из 2207 пассажиров было спасено лишь 712, из них большинство составляли женщины и дети. Пятая часть мужчин спаслась благодаря статусу или чрезмерной наглости. Позже их заклеймят позором пресса и общественность.
Сегодня в международном праве нет такого правила, да и никогда не было. Однако оно исполняется как любое другое формальное правило при крушении судна, а также в иных чрезвычайных ситуациях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий