Часто этим выражением обозначают некоторый документ, составленный не лучшим образом, подделку, не имеющую какой-либо силы.
Но откуда пошло выражение, почти никто не задумывается.
История о "Фильке" уводит нас во вторую половину XVI века, время Ивана Грозного. Как известно, в 1565 году при царе появилось личное войско, называемое опричным.
Чем оно знаменито, думаю, говорить не стоит. В 1568 году царь со своими любимцами прибыл Новодевичий монастырь в Москве, где отмечался церковный праздник.
Службу вёл митрополит Московский Филипп II, который тёплых чувств к царю не испытывал. Увидев тафью (чёрную шапочку под тип азиатской тюбетейки) на одном из опричников, митрополит сделал замечание, так как такие головные уборы, которые и сам царь очень любил, были запрещены Стоглавым собором 1551. Иван Васильевич принял это замечание слишком близко. Царь, как известно, после этого уехал в Александрову слободу, а митрополит - в монастырь. Вместо него царь назначил митрополитом лояльного Кирилла IV, закрывавшего глаза на все буйства государя.
На этом противостояние не прекратилось. В духе времени стали проводиться следствия и проверки против непокорного опального митрополита, царь не мог простить ему его поведения. Но все проверки, которые имели цель обнажить "порочную жизнь" Филиппа, не привели ни к чему. Филипп, в свою очередь, не переставал писать царю с просьбой распустить опричинков, "ибо лихо они наводят". Царь ругался на каждое письмо, называл их "филькиными грамотами". Когда старец и вовсе надоел царю, тот воспользовался своим главным оружием - Малютой Скуратовым. В 1569 году Филипп был убит верным слугой царя.
Странно то, что столь образованный митрополит в народе стал ассоциироваться с кем-то, кто "от небольшого ума, плохие грамоты пишет". Ведь Филипп не был забыт, его сделали святым мучеником, а в 1636 году Иоасаф I внёс его имя в минею. По инициативе патриарха Никона его мощи были перевезены в Москву. По сей день Филипп почитается церковью как святитель Филипп Московский. Как же так?
В течение веков "Филька", о котором говорил царь, стал всё дальше удаляться от митрополита, появился эдакий "вымышленный персонаж Филька". И именно персонажа называют теперь, когда говорят о "филькиной грамоте". Николай Шанский, отечественный лингвист, обращал внимание на это странное несоответствие человека и его образа в народном сознании, но историки так и не объяснили, как так вышло, что "умный" стал "глупым". Может быть, его образ смешался с образом "простофили" из XVII-XVIII века. Тогда имя Филька было типично для "глупых" крепостных, а у Даля "филя" означает "простак". Всё это очень логично, но пока чёткого ответа на вопрос историки не дают. Подождём ещё лет триста:)
Комментариев нет:
Отправить комментарий